Замена подшипников электродвигателя
Для исправной работы промышленного оборудования важно вовремя менять подшипники электродвигателя. Они обеспечивают вращение вала, и поломка или износ всего одного элемента может привести к длительному простою и неоправданным финансовым затратам.
Особенности и значение замены подшипников в двигателе
Чтобы предотвратить возникновение аварийной ситуации во время эксплуатации электродвигателя, необходимо проводить комплекс мероприятий. Техническое обслуживание электродвигателя проводится не реже, чем 1 раз в 2 месяца. Оно включает полную замену или пополнение консистентной смазки, а если подшипники выработали свой ресурс, то их замену.
Заменять комплектующие необходимо с учётом следующих моментов:
- Ресурс подшипников, который выпускаются сейчас, меньше по сравнению с аналогичными комплектующими, использовавшимися несколько лет назад. При условии, что электродвигатель эксплуатируется в щадящем режиме, срок службы подшипника составит максимум 5 лет. Поэтому раз в 4-5 лет рекомендуется производить замену.
- Если заменить подшипники только с одной стороны, возрастает риск поломки двигателя. Замену следует производить с обеих сторон.
Алгоритм замены зависит от габаритов двигателя. В любом случае, чтобы извлечь подшипники, нужно получить к ним доступ. Если электродвигатель небольшой, процесс выглядит следующим образом:
- Вынимают ротор. Если двигатель небольшой, это можно сделать вручную.
- Снимают старые подшипники и устанавливают новые.
В крупногабаритном двигателе ротор может весить до 120 кг, и тогда его не снимают. В этом случае подшипники заменяют последовательно: сначала с одной стороны, потом с другой.
Процесс замены подшипников в крупногабаритном электродвигателе
Демонтаж и установка подшипников в крупных и тяжёлых агрегатах происходит без извлечения ротора. Алгоритм действий при замене выглядит так:
- сначала снимают шкив, затем крышку;
- смотрят, нет ли стопорных колец перед подшипником;
- используя съёмник подходящего размера, выпрессовывают подшипник.
Съёмник можно использовать двухлапый, трёхлапый, с подковой или трубчатый.
Съёмник устанавливают в рабочее положение и хорошо фиксируют, например, ломом, чтобы он не прокручивался. Начинают стягивать деталь, а если она поддаётся с трудом, ударяют с торца по винту съёмного приспособления. Для этого можно использовать молот или кувалду, только не следует ударять слишком сильно. Обычно это помогает сдвинуть подшипник.
Замена подшипников сначала с одной, затем с другой стороны позволяет не допустить смещения ротора. Если снять одновременно обе крышки, не получится демонтировать подшипник, если дополнительно не зафиксировать ротор. Когда снята только одна крышка, дополнительное закрепление ротора не нужно, он и так останется на своём месте. Такой подход даёт возможность менять подшипники на тяжёлых электродвигателях, не разбирая их полностью.
Как установить новый подшипник
Насаживать подшипники на ротор можно разными способами, а именно:
- С применением усилий. Берут металлическую трубу, такую, чтобы диаметры её и подшипника совпадали. Забивают деталь на место, ударяя самой трубой или небольшой кувалдой по трубе.
- С предварительным нагревом. При нагреве деталь расширяется, и её можно поставить на месте без чрезмерных усилий.
Удобно нагревать подшипник, поместим его в кипящую жидкость, например, в масло. Главное — извлекать осторожно, иначе можно обжечься при извлечении горячей детали.
Установив детали на свои месте, пространство заполняют смазкой на две трети. Часть пространства оставляют незаполненной. Выполняют сборку этой стороны двигателя, затем весь процесс повторяют с другой стороны в аналогичной последовательности.
Выбирая качественные комплектующие и соблюдая аккуратность при демонтаже и установке подшипников, можно приблизить срок эксплуатации электродвигателя к максимальному.