Ступичные подшипники
Ступичные подшипники применялись еще при конструировании карет, и с тех пор не утрачивают важнейшей функциональности. Они должны быть прочными, надежными, с легкостью выносящими любые условия окружающей среды. С особенным проявлением стойкости к солевому воздействию. В каталоге компании «Мир Привода» представлен большой выбор ступичных подшипников для задней и передней ступицы автомобиля.
Функции и задачи использования детали
Подшипники ступицы применяются для достижения двух целей: соединение оси с элементами ступичного блока, а также снижение сопротивления при вращении колес. Отсюда следует, что подшипники обеспечивают крепление колес автомобиля как к самой ступице, так и к поворотному кулаку. Последний узел, в свою очередь, становится частью общей конструкции со ступицей. Вместе они представляют незаменимую составляющую ходовой части транспортного средства.
Конструкция подшипника ступицы: как функционирует деталь
Ступичные подшипники ежесекундно подвергаются колоссальным нагрузкам во время движения. Поэтому к их качеству предъявляют самые высокие требования. Перед поступлением в продажу детали проходят скрупулезный контроль качества и тестирование. В каталоге магазина mirprivoda.ru собраны только лучшие запчасти, соответствующие требованиям ГОСТов.
Важно! При эксплуатации подшипник ступицы должен легко выдерживать давление массы автомобиля, а также разнонаправленные нагрузки. Последние связаны с неравномерными, интенсивными воздействиями при резких торможениях, езде по неровной дороге.
Качество подшипника напрямую влияет на безопасность всей конструкции автомобиля. И он всегда должен оставаться в полной исправности, чтобы не допускать проблем с управлением автомобилем.
В конструкции подшипника качения, используемого в ступицах, выделяют несколько незаменимых элементов:
- Тело качения. Основной элемент подшипника, отвечающий за вращение с минимальным сопротивлением.
- Сепаратор. Отвечает за равномерное распределение тел качения в обойме конструкции. Он также предотвращает контакт тел друг с другом.
- Внутренние и внешние кольца. Опорные поверхности, фиксирующие подшипник в ступице в соответствии с осью.
В некоторых модификациях применяются пылесборники, защищающие узел от проникновения пыли и грязи (закрытые подшипники ступицы). Все элементы идентичны для большинства разновидностей, встречаются лишь небольшие расхождения в деталях устройств.
Виды и модификации подшипников
Разновидности ступичных подшипников отличаются преимущественно по типу тела качения. Они могут быть выполнены в виде роликов и шариков конической или цилиндрической формы. А также выстраиваются в 1 или 2 ряда. Конические тела качения также называются радиально-упорными. Еще один способ деления – по типу открытости элемента:
- Закрытые подшипники. В эту группу входят необслуживаемые модели, которые в случае поломки требуют полной замены ступицы. Такими же являются подшипники для машин с антиблокировочными системами. Радиальные модификации – закрытые ступичные подшипники, зафиксированные в узле отдельно друг от друга. Специфика большинства закрытых изделий заключается и в отсутствии возможности настройки, регулирования. Поэтому люфты, образующиеся при использовании транспортного средства, можно устранить только насаживанием с сильным натягом.
- Открытые подшипники. Сюда относятся, в первую очередь, радиально-упорные виды. Они монтируются на ступицу по две штуки и не требуют чрезмерного натяжения. Если в процессе использования авто возникают люфты, эти запчасти позволяют отрегулировать положение.
Применение вида подшипников часто связано с типом оси. Так, на ведущей применяются радиальные ступенчатые изделия. А на ведомой – радиально-упорные. Можно привести пример применения разных модификаций подшипников ступицы: в машине ВАЗ 2107 на задних ступицах используются шариковые детали по 1 штуке, а на передних – конические, по 2. В авто ВАЗ 2108 спереди применяются цилиндрические двуядерные детали, а сзади – конические.
Способы регулировки ступичного подшипника
При обнаружении постороннего шума и люфтов ступичные подшипники подлежат регулировке стандартными инструментами автомеханика: молоток, пассатижи, гаечные ключи, подходящие отвертки. Для комфортной работы также необходим домкрат. Процесс настройки выглядит так:
- На ступице ослабляют болты колес.
- С помощью домкрата снимают колесо, предварительно вывесив его.
- Используя отвертку подходящего размера и молоток, снимают защитный колпачок с центра ступицы.
- Отгибают усики и, используя пассатижи, вытаскивают стопор.
- Гайку ступицы полностью закручивают, а затем вновь откручивают назад на четверть оборота.
- Проверяют, беспрепятственно ли вращается ступица. Если все в порядке, собирают узел в исходное состояние и проводят контрольную проверку автомобиля на отсутствие люфта.
Если же профилактическая регулировка не устранила неприятный звук, то потребуется полная замена подшипника. Для этой процедуры необходимы слесарные тиски, а также автомеханические инструменты. Однако при полной замене детали необходимо убедиться, что не произошел износ посадочного места ступицы. В этом случае подшипник устанавливается с заметными трудностями, ощущается сопротивление. Если такие «симптомы» обнаружены, требуется полная замена ступицы.
Методы диагностики неисправностей подшипников
У любой вещи есть срок службы, и ступичные подшипники не будут исключением. Долговечность их определяется ресурсом пробега – до 100 000 км на деталь. Однако агрессивная эксплуатация, климат и другие факторы существенно влияют на этот показатель.
Факт! Не менее важно и качество самого подшипника. Чтобы деталь прослужила долго, не требовала постоянной настройки и отвечала стандартам высокого качества, покупки следует совершать у надежных поставщиков. Например, в компании «Мир Привода».
Еще один неочевидный фактор срок службы детали – наличие защиты от грязи и пыли. И, конечно же, профилактические мероприятия по диагностике и регулировке открытых узлов для предотвращения даже незначительных люфтов.
Нельзя забывать и о том, что преждевременный износ подшипника ступицы ведет к сокращению срока службы всего узла. И отсутствие методов профилактики здесь явно не будет плюсом. Критический же износ детали ведет к физическому разрушению тела подшипника. А это может стать нарушением безопасности на дороге – вплоть до возникновения срыва колеса с оси.
Первичный признак, по которому можно определить потребность в доскональной диагностике, - появление отчетливого гула при движении машины, идущего от зоны колеса. По мере износа гул будет нарастать, приближая момент неминуемой аварии. Если же гул резко перешел в отчетливый хруст, это указывает на разрушение подшипника. Пользоваться автомобилем с таким повреждением категорически запрещено.
Если возникают подозрения о нарушении в конструкции ступичной детали, можно самостоятельно выполнить диагностику:
- вывесить и прокрутить колесо для определения заеданий;
- подвигать колесо вверх и вниз, раскачивая.
Диагностические процедуры, как правило, не требуют компьютерного обследования и быстро определяются. Важно понимать отличие: у радиально-упорных модификаций незначительный люфт допустим, тогда как у радиально-центрических он должен отсутствовать.
Соблюдение правил эксплуатации, своевременная диагностика важных узлов автомобиля и использование качественных запчастей – залог комфорта водителя и безопасности на дорогах!