Зубчатая передача: особенности конструкции, виды и сфера применения

Принцип передачи усилия посредством крутящего момента лежит в основе работы многих современных устройств. Для его реализации используют зубчатые передачи, которые различаются между собой по размеру, техническим характеристикам и особенностям конструкции. Как выбрать этот элемент в зависимости от поставленной производственной задачи, и что собой представляет устройство, - разберем в обзоре.

Что такое зубчатая передача и где она применяется

Зубчатая передача – это механизм, принцип работы которого заключается в передаче мощности методом вращения. Продукт получил широкое распространение в самых разных сферах производства, что связано с его сравнительно простым и надежным устройством, доступностью обслуживания (смазывания), низкой затратой энергии в процессе работы.

Крутящий момент и эффективность продукта зависят от совокупности факторов, в числе которых следующие:

  • габариты системы;
  • размер и характеристика зубьев;
  • материал изготовления;
  • точность и прочие.
Что такое зубчатая передача и где она применяется

Если рассматривать основные сферы применения такого продукта, то это все промышленные направления. Зубчатые передачи незаменимы в буровых установках, двигателях внутреннего сгорания, в заводских станках и конвейерах, в точных приборах и прочих агрегатах. Принцип передачи усилия методом вращения шестеренок лежит и в брендовых аксессуарах, в частности, в наручных часах. Однако есть нюанс: в этом случае работа зубчатой передачи не требует электрического привода.

Выбирая такой продукт для решения конкретных задач, следует быть внимательным, так как от его характеристики и специфики будет зависеть плавность хода, скорость вращательного момента, плавность работы системы и другие эксплуатационные особенности. Если не знаете, как грамотно подойти к выбору, смело обращайтесь в компанию «Мир Привода», где вам помогут обойти все подводные камни и подобрать систему, удовлетворяющую конкретные производительные требования и нагрузки.

Обзор и характеристика элементов конструкции зубчатой передачи

Важным достоинством зубчатой передачи является простота ее конструкции. Предмет не содержит множественных и сложных деталей, и соответственно, ломаться в нем практически нечему. Это обеспечивает хороший срок его эксплуатации в любых условиях.

Что такое зубчатая передача и где она применяется

При более тщательном разборе конструктивной части зубчатой передачи замечаем любопытные детали. В частности, на задний план отходит восприятия этого элемента как стандартного колеса с зазубренной внешней гранью. На самом деле, даже при минимальном количестве составляющих, у строения зубчатой передачи есть свои нюансы, а именно:

  • Наличие корпуса. Фрагмент присутствует не во всех моделях, но в большинстве из них. Корпус выполняет сразу несколько важных задач, к примеру, прочно фиксирует все части системы и обеспечивает правильный расход смазочных материалов. Последние в таком случае защищены от вытекания и напрасной растраты, а значит гарантирован еще и экономный расход смазочных материалов в процессе функционирования системы. Примечательно то, что единых качественных характеристик корпуса нет: он может быть разного размера и формы, и подбирается с учетом того, какая задача возлагается на инструмент.
  • Вал. Это и есть двигатель, который передает импульс из источника – привода на электрике. Деталь фиксируется на колесо, соответственно, и подбирается с учетом особенностей всей системы. Кроме привычной формы вала допускаются и ступенчатые варианты.
  • Колеса. По стандарту, в зубчатой передаче исключена одна деталь, ранее используемая повсеместно – ремень. В данном случае принцип его действия заменяет сцепление между элементами. Кстати, отказ от ременной передачи усилия имеет много положительных последствий. В частности, исключение переходника (ремня) позволяет сделать систему более компактной и надежной, кроме того, это снижает затраты энергии, потребляемой при функционировании конструкции. В зубчатой передаче усилие передается посредством работы шестеренок, одна из которых является ведущей, а другая – ведомой. Соответственно, ведущая шестеренка получает импульс силы и, приходя в движение, давит на ведомую деталь, запуская ее. Крутящий момент всегда зависит от характеристик сцепления между подвижными элементами.
  • Подшипники. Эта деталь является обязательным промежуточным звеном между валом и колесами, которые никогда не крепятся на вал напрямую. Собственно, именно подшипник обеспечивает возможность вращение колес. Учитывая последний фактор, деталь нуждается в регулярной обработке смазочными материалами, иначе крутящий момент, как и эксплуатационный срок системы, существенно снизиться из-за работы «на сухом ходу» и постоянной работе продукта в условиях экстремальных нагрузок.

Так как элементы устанавливаются друг на дружку методом прессования, повышается и прочность готовой конструкции. Также исключается холостой ход, что в свою очередь сокращает затраты энергии – электрического тока, который активизирует работу вала.

Отдельно стоит выделить особенности колес, и той их части, которая именуется зубьями. Этот элемент определил название всей системе. Зубья в зубчатой передаче никогда не располагаются вплотную: между ними есть зазор, который упрощает их обработку смазочными материалами, снижает нагрузку на систему, продлевая срок ее службы, и минимизирует риск работы в условиях чрезмерного трения.

Также важно понимать, что плотно расположенные зубы по определению не смогут нормально крутиться. Особенно очевидно это с учетом сферы применения системы. В частности, ряд производств связан с эксплуатацией продукта при повышенных температурах, которые приводят к расширению материалов, в том числе и металла. Металлические зубья, расположенные слишком плотно, также незначительно увеличатся, что напрочь заблокирует их подвижность.

Чтобы избежать проблем с работой продукта и наверняка получить максимально качественную систему, нужно обращаться к проверенным производителям. В этом плане лидирующие позиции на российском рынке удерживает компания «Мир Привода». Мы даем гарантию работоспособность и отличных эксплуатационных характеристик станков, которые отвечают как требованиям нормативной документации, так и потребностям наших клиентов.

Также крутящий момент зависит не только от расположения зубьев, но и от их характеристик. В числе таковых следующие:

  • плотность расположения;
  • высота;
  • ширина (величина);
  • наклон.

В различных моделях зубчатой передачи эти показатели меняются, что следует учитывать при подборе конкретного типа продукта для реализации поставленных перед ним задач.

Классификация зубчатых передач

Как таковая, единая классификация зубчатых передач производителями этого продукта не разработана. Но есть условные разграничения, ориентируясь на которые можно выбрать необходимый товар. К таким разграничениям относятся следующие параметры:

  • расположение осей относительно друг друга;
  • расположение зубьев;
  • модель корпуса;
  • протяженность окружности.

Теперь подробнее рассмотрим каждую особенность.

Так, по типу расположения осей зубчатые передачи бывают перекрещивающимися, параллельными и пересекающимися. Первые встречаются редко и пользуются спросом в ограниченных видах производственного сектора, в том числе в решении узкоспециализированных задач. Наиболее распространенными механизмами, которые крепят колеса, являются параллельные типы осей.

Тип корпуса зубчатой передачи бывает открытым и закрытым. Каждый подвид имеет свои отличительные особенности. К примеру, модели с открытым типом оболочки не нуждаются в обработке смазочными материалами и могут работать «на сухом ходу». Вариант закрытого корпуса считается стандартным и подразумевает обязательное применение смазки.

Расположение зубьев в зубчатых передачах бывает наружным или внутренним. Первый тип используется чаще, но при этом трудно ответить, какой из вариантов более эффективный.

В погоне за скоростью важно обратить внимание на классификацию зубчатых передач по размеру, а конкретнее – по протяженности окружности. Чем она больше, тем медленнее будет совершаться оборот вокруг оси. И наоборот, малый размер обеспечивает высокую скорость одиночного поворота колеса. Соответственно, такой продукт может быть скоростным или тихоходным.

Однако даже последний нюанс довольно противоречив, так как по большей части динамика системы зависит не от размера шестеренок, а от импульса, передаваемого валом.

В конечном счете, совокупность этих факторов определяет мощность и производительность всей системы, возможность ее применения в той или иной сфере производства.

Сильные и слабые стороны зубчатых передач

Любое оборудование имеет свои достоинства и недостатки. В частности, неоспоримым «плюсом» зубчатых передач является их надежность и длительный срок эксплуатации. Но при более детальном изучении продукта, становятся явными и другие сильные стороны. К таковым относятся:

  • высокий КПД;
  • минимальные энергозатраты;
  • вариативность размеров;
  • простая настройка скоростей.

Простой продукт демонстрирует высокую производительность в любых механизмах. Но даже самая эффективная система имеет ряд недостатков в работе. Касаемо зубчатых передач, можно выделить следующие «минусы»:

  • работа в соответствии с выбранным темпом: нельзя сменить динамику в процессе функционирования продукта;
  • высокий уровень шума, на выраженность которого напрямую влияет скорость: скоростные варианты более шумные, чем тихоходные;
  • сложность и дороговизна: учитывая специфику систему, сделать ее кустарным способом практически невозможно, так как точность элементов могут гарантировать только профессиональные производители.

«Мир Привода» работает только с лучшими производителями зубчатых передач и другого оборудования для производства. Поэтому, при желании получить надежный продукт высокого качества и сэкономить лучше сразу обращаться в нашу компанию.

Описание и возможности продукта по его типу

После обзора базовых особенностей зубчатой передачи, перейдем к изучению типов такого продукта. Они бывают как общими, так и узкоспециализированными.

Конические

Коническая зубчатая передача интересна как в плане конструкции, так и в ракурсе эксплуатационных характеристик. С технической точки зрения ее отличают следующие параметры:

  • коническая форма колеса;
  • перекрещивающиеся оси;
  • непрямые зубья, которые утолщаются от основания к вершине конуса.

Модели с прямыми зубьями тоже встречаются, но они менее востребованные.

Что касается возможностей системы, то для нее характерны отличные показатели надежности. Площадь соприкосновения увеличивает форму, достигая прямого угла между элементами. За счет расположения и формы зубьев обеспечивается отличный зацеп. Система работает мягко, практически исключая вероятность соскальзывания.

Вместе с тем, есть и свои недостатки. В случае с зубчатой передачей конической формы они связаны с указанным углом под 90 градусов, из-за которого теряется порядка 15% импульса, передаваемого валом. Таким образом, это не самый экономичный вариант.

С переменным передаточным отношением

Это относительная новинка в своем сегменте, которая пока еще не особо укоренилась на рынке и набирает популярность постепенно. В отличие от стандартного механизма со статичным положением полюса зацепления, в данном варианте оно изменяется, подстраиваясь под конкретные условия.

Планетарные или подвижные

Ось колеса в таком варианте может перемещаться. Для наглядности, это подразумевает «обкат» маленькой шестерней окружности детали большего диаметра. Для реализации такого вращения ось должна двигаться по траектории, постоянно меняя свое положение.

Виды колес

При выборе конкретной модели, с чем вам помогут специалисты компании «Мир Привода», важно изучить основные виды зубчатых передач по типу колес в них.

Эта деталь обращает на себя внимание в первую очередь, и негласно считается базовым критерием, определяющим выбор продукта.

Цилиндрические

Наиболее распространенная модель, в которой задействованы два колеса с зубьями различных характеристик. Из основных параметров: всегда параллельные оси и постоянное передаточное отношение.

Вариантов реализации механизма всего два: с понижающим фактором – отношение количества зубьев меньше единицы, а с повышающим – соответственно, больше.

Конические

Мы уже рассматривали конический тип зубчатой передачи, но пропустили важную деталь: несмотря на чуть менее интересный КПД, этот вариант считается оптимальным для скоростных систем.

Червячные

Это отдельный подвид, для работы которого меньшее по диаметру колесо делает от одного до четырех оборотов по большому. Заходы немного тормозят движение, а обратный ход в таком случае невозможен из-за высокой силы трения.

В такой системе оси скрещенные, а к общему набору нередко прилагаются редукторы.

Механизмы

Помимо описанных вариаций, есть и другие, более редкие и результативные способы передачи усилия. Во-первых, реечный, в котором вращательное движение проходит преобразование с помощью рейки. На выходе мы видим поступательное. Возможен и обратный процесс.

Во-вторых, - винтовой. Он весьма точен и демонстрирует высокую надежность, поэтому реализуется в различных компактных приборах. Но есть и негативная сторона. Проседает эксплуатационный срок, соприкосновение почти без зазоров, а значит, поверхность просто стирается при работе.

Форма и характеристика зуба

Некоторые отличительные особенности и возможности зубьев мы уже рассмотрели. Но характеристики этого элемента требуют более детального изучения, так как по качеству зацепу определяется весь технический потенциал системы.

Видовое разнообразие зубьев зубчатой передачи ограничено следующими вариантами:

  • Прямые – самый распространенный тип, работающий без отклонений от оси.
  • Косые – характеризуются отличным уровнем сцепления, но сравнительно низким КПД и ограниченным сроком службы.
  • Шевронные – оптимальный вариант при длительной работе. Достоинства такого типа зубчатой передачи заключаются в отсутствии давления оси на элемент, из-за чего снижается нагрузка на подшипник.
  • Внутренние – единственный вариант со сравнительно низким уровнем шума.

Материалы

Поскольку работа зубчатых передач является обязательным звеном в процессе многих производств, требования к их качеству и надежности выдвигаются соответствующие. Поэтому для изготовления системы выбирают прочные материалы, в частности – сталь различного состава. Так, колесная часть элемента более жесткая, а вал и подшипники, наоборот, мягкие.

Выбор более дорогой и жесткой стали для колес связан с нагрузкой на эту деталь системы, постоянно находящуюся в движении. Это могут быть легированные и углеродные варианты, которые производители подвергают дополнительной обработке методом азотирования или цементирования, обеспечивая закалку поверхностного уровня.

Интересный факт: обработка зубьев происходит неравномерно, что необходимо для снижения нагрузки на них и предупреждение ломкости. Так, на поверхности зацепы более твердые, чем в середине.

Геометрия колес зубчатой передачи

Есть определенные нюансы конструкционного плана. Боковые стороны всегда соприкасаются. Это главная точка поверхности, передающая импульс. А угол всегда подбирается с учетом смещения, чтобы при некорректной работе не заблокировались шестерни.

Что такое зубчатая передача и где она применяется

Обработка деталей

Сфера применения зубчатых передач огромна, а задачи, реализацию которых должна обеспечить система, требуют максимально качественных и надежных деталей, найти которые можно в компании «Мир Привода». Гарантию качества обеспечивают различные способы обработки элементов после их производства и обкатки.

Стандартная обработка подразумевает воздействие высоких температур на продукт. А при дальнейшей работе в высокоточных приборах, элементы зубчатой передачи дополнительно шлифуют, устраняя малейшие неровности поверхностного уровня и улучшая ход каждой части.

Похожие статьи

Все что стоит знать о зубчатой муфте, ее разновидностях, приемке и транспортировке

Все что стоит знать о зубчатой муфте, ее разновидностях, приемке и транспортировке

Зубчатая муфта — это устройство, которое используется для передачи вращающего момента между двумя валами, которые должны иметь возможность переключаться между вращением в синхронном или асинхронном режимах. Она состоит из двух основных компонентов – муфты с внутренними зубьями и муфты с наружными..

Двухскоростной электродвигатель — конструкция и сфера использования

Двухскоростной электродвигатель — конструкция и сфера использования

Электродвигатели широко применяются во всех отраслях промышленности. Они необходимы для работы промышленного и бытового оборудования, включая конвейеры, компрессоры, насосы, вентиляторы, лифты и многое другое. В большинстве случаев требуется поэтапное переключение скорости, поэтому двухскоростные дв..

Аналоги различных моделей редукторов

Аналоги различных моделей редукторов

Редукторы находят широкое применение на производственных участках самых разных промышленных предприятий. Они применяются в станках и агрегатах российских и зарубежных брендов. Это неизбежно ведёт к появлению некоторых отличий в типах зубчатой передачи, типоразмерах и определённых технических парамет..

Звездочки для приводных цепей: особенности конструкции, назначение и критерии выбора

Звездочки для приводных цепей: особенности конструкции, назначение и критерии выбора

Одним из базовых элементов цепной передачи является звездочка. Деталь служит для передачи усилия или вращения от ведущего вала ведомому, и имеет ряд особенностей конструкции, непосредственно влияющих на долговечность изделия и качество его работы. Рассмотрим подробнее геометрические и эксплуатационн..

Отзывы покупателей

У Вас есть вопросы?
Или свяжитесь с нами:
Товар добавлен в корзину
Продолжить покупки

Минимальная сумма заказа от 1000 рублей