Клиновые ремни: виды, типы, размеры и профиль
Клиновые ремни применяют для передачи крутящего момента от двигателей различного типа на вал исполнительного механизма. Свое название ремни получили благодаря клиновидному профилю.
В магазине mirprivoda.ru можно подобрать необходимую модель клинового ремня с нужными размерами. Ассортимент постоянно пополняется, что позволяет обеспечивать потребности большинства заказчиков.
Особенности конструкции
Использование клинообразного профиля дает ремню ряд преимуществ:
- отсутствие возможности перекрутиться или соскочить на любых скоростях;
- высокая надежность, прочность и износостойкость;
- применение армирования для предотвращения разрывов;
- обеспечение нормальной работы с большим диапазоном выработки за счет опускания в ручье шкива;
- самозаклинивание в направляющих шкива при помощи натяжения, что не дает ремню прокручиваться.
Шкивы на валу двигателя и исполнительного механизма выполнены с клинообразными углублениями, в который вставляется ремень. По мере выработки поверхности ремень постепенно опускается в ручье шкива, сохраняя рабочие характеристики. Замена ремня проводится после того, как он опускается на определенную глубину или через установленный производителем срок службы. Чрезмерная выработка ремня приводит к тому, что он начинает проскальзывать, из-за чего крутящий момент на приемном валу значительно уменьшается.
Виды ремней
Существует несколько основных видов клиновых ремней:
- Стандартные (классические). Используются для передачи вращения на производственном, а также сельскохозяйственном оборудовании. Равномерно распределяют по поверхности нагрузку, благодаря жесткости не склонны к изгибу и искривлениям. Классические клиновые ремни устойчивы к износу, могут эксплуатироваться длительное время.
- Узкопрофильные. Данный тип характеризуется увеличенной глубиной сечения, клин имеет более узкий профиль. Ремни данного типа применяют в автомобилях для передачи вращения на генераторы. Увеличенная площадь соприкосновения между ремней и шкивом позволяет стабильно работать при повышенных нагрузках, обеспечивая передачу большого количества энергии. Отличаются длительностью эксплуатации.
- С наличием фасонного зуба на внутренней поверхности. Такой тип позволяет обеспечить передачу значительно объема энергии на высоких скоростях. Для изготовления используются прочные полимерные материалы. Чаще всего применяется EPDM, который позволяет ремню длительное время служить при продолжительных нагрузках. При этом ремень хорошо держит форму при отсутствии трещин и деформаций. Материал отличается химической стойкостью, не боится значительных перепадов температур, придавая изделию износостойкость и долговечность.
Размеры изделий
Производители выпускают большое количество различающихся по размерам клиновых ремней всех типов. Для каждого типоразмера устанавливается стабильная высота и ширина, при этом длина может варьироваться в широких пределах.
Установлены международные стандарты для клиновых ремней. Ниже показаны варианты размеров для разных типов ремней, сведенные в три таблицы:
Стандартные ремни:
Маркировка |
Высота, мм |
Ширина, мм |
Длина, мм |
Z |
6 |
10 |
360-2800 |
A |
8 |
13 |
420-5300 |
B |
11 |
17 |
530-9000 |
C |
14 |
22 |
1180-9500 |
D |
20 |
32 |
1900-12500 |
E |
25 |
40 |
3350-14000 |
Узкопрофильные ремни:
Маркировка |
Высота, мм |
Ширина, мм |
Длина, мм |
SPZ |
8 |
10 |
500-2040 |
SPA |
10 |
13 |
750-2650 |
SPB |
14 |
17 |
1250-8000 |
SPC |
18 |
22 |
1800-10000 |
Ремни с фасонным зубом
Маркировка |
Высота, мм |
Ширина, мм |
Длина, мм |
XPZ |
8 |
10 |
630-3550 |
XPA |
9 |
13 |
690-3550 |
XPB |
13 |
16 |
1060-4250 |
XPC |
17 |
22 |
2280-5000 |
3VX |
8 |
10 |
250-1500 дюймов |
5VX |
13 |
16 |
500-3550 дюймов |
Как правильно выбрать клиновой ремень по размерам
Чтобы точно подобрать изделие, используйте руководство пользователя или техпаспорт на оборудование. В документации приводятся размеры ремня, в некоторых случаях указывается рекомендуемых производитель.
Если ремень с точными параметрами найти невозможно, то обычно допускается установка наиболее подходящего по размерам. Однако, если брать ремни с фасонным зубом, то аналоги даже с близкими габаритами могут не подойти, т.к. для них важна точная длина, размер и форма зуба.
При отсутствии технической документации на классические или узкопрофильные ремни необходимо измерить и точно подобрать аналог с такими же показателями ширины и длины. При подборе ремня по длине необходимо соблюдать следующие правила:
Длина ремня, мм |
Величина погрешности, плюс-минус, мм |
до 1000 |
10 |
до 1500 |
13 |
до 2000 |
17 |
до 2500 |
19 |
до 3000 |
22 |
до 4000 |
30 |
Основные преимущества
Клиновые ремни, как устройства для передачи мощности имеют ряд достоинств, которые делают их использование оптимальными:
- Длительное использование без ухудшения параметров, надежность. Клиновой тип ремня отличается высокой прочностью. Он способен проработать длительное время в тяжелых условиях без обрывов, значительного износа, перекручивания. Материал ремня выдерживает широкий диапазон температур, не боится повышенной влажности, запыленности, вибраций. Независимо от эксплуатационных условий обеспечивается малая степень износа, отсутствие прокручивания относительно шкивов при необходимой степени натяжения.
- Эффективность использования. Профиль клина приводит к увеличению площади соприкосновения со шкивом, что увеличивает эффективность механизма передачи мощности и позволяет работать с высокими показателями крутящего момента. Тип передачи отличается высоким КПД, небольшими потерями на трение, что обеспечивает увеличенную производительность конструкции.
- Большое количество типоразмеров. Существует множество вариантов исполнения ремней с большим количеством профилей и с разной длиной. Это позволяет в каждом конкретном случае легко подобрать наиболее оптимальную модель клинового ремня.
Особенности установки и замены
В зависимости от оборудования клиновые ремни используются либо в течение определенного срока эксплуатации (моторесурса), либо до полной выработки. Они относятся к расходному оборудованию и требуют периодической замены. Чтобы снять старое изделие и установить новое, обязательно требуется отключить оборудование, чтобы прекратить вращение. Проводить любые работы при вращающемся двигателе травмоопасно. Для проведения замены требуется выполнить следующие действия:
- При наличии защитного кожуха снимите его, чтобы открыть доступ к передающему и приемному шкивам.
- В зависимости от конструкции придется ослабить болта на натяжителе или натяжном ролике. Чтобы снять ремень потребуется сместить натяжитель, чтобы ослабить натяжение ремня. В некоторых случаях потребуется снять один из шкивов.
- Осмотрите снятый ремень и шкивы. По их состоянию можно понять, нет ли неисправности. Проверьте плавность хода шкива, нет ли биений на валу, люфта, скрипов, биений при вращении. Также обратите внимание, нет ли замятий, трещин и других повреждений шкивов. Обычно из строя выходит подшипник или механически повреждается сам шкив. В случае подшипника требуется смазка, при износе – немедленная замена. Погнутый, треснутый шкив подлежит замене. Игнорировать неисправность нельзя – она может привести к дальнейшим повреждениям и необходимости серьезного ремонта.
- Очистите узлы мягкой ветошью, после чего установите новый ремень. Если в конструкции используется одновременно несколько штук ремней, то в случае износа одного из них, менять нужно весь комплект.
- При помощи рычага или винтового натяжителя отрегулируйте степень натяжения, рекомендуемого производителем технического средства. Рекомендуется проверять натяжение динамометром.
- Затяните болты. Кожух пока не устанавливайте.
- Запустите двигатель для проверки нормальной работы ременной передачи. Для проверки потребуется 2-3 запуска двигателя с проверкой между запусками натяжения ремня. Если оно не изменяется, исполнительный механизм работает нормально и не слышится посторонних звуков, то можно выключать двигатель и устанавливать кожух. Монтаж на работающем двигателе запрещается из-за повышенной травмоопасности.
Правильная эксплуатация
Важнейшим условием нормальной эксплуатации является правильное значение натяжения ремня. Если оно слишком слабое, ремень будет проскальзывать на шкиве. Это приведет к быстрому износу, неэффективной передаче момента вращения. При чрезмерном натяжении также ускоряется износ ремня, но основная опасность в повышении нагрузки на подшипник, что приведет к его выработке вплоть до заклинивания ведущего или ведомого вала.
Также важно состояние шкива. При наличии повреждений шкив может повредить ремень, привести к его разрыву. Старайтесь использовать модель ремня со строго выдержанными размерами. Если производитель рекомендует определенную марку, то желательно использовать ее, либо высококачественные аналоги, не уступающие по набору характеристик.
Рекомендуется:
- неукоснительно следовать инструкциям по установке ремня;
- периодически контролировать степень натяжения и положение ременной передачи, при необходимости проводя регулировку;
- следить, чтобы в зоне двигателя обеспечивалась хорошая вентиляция;
- регулярно проверять степень загрязнения ремня и шкивов и очищать их.