Как инвертировать электродвигатель
По типу питания электромоторы делятся на три категории:
- Универсальные, способные работать как от постоянного, так от переменного тока.
- ДС, работающие только от постоянного тока.
- АС, которым для питания нужен переменный ток.
На электромоторе постоянного тока выполнить процедуру инвертирования проще всего, к тому же это наиболее безопасно. В таких двигателях ось вращается за счёт противопоставления магнитных полей. Для того, чтобы ротор начал вращаться в противоположную сторону, необходимо поменять полярность. Примером изменения полярности может служить игрушка на пульте управления. Переключение ползунка или тумблера приводит к инвертированию.
По такому же принципу происходит инвертирование электромотора и в других устройствах.
Алгоритм действий при инвертировании двигателя
Проверка работоспособности мотора и мощности аккумулятора:
- Определяют, в каком направлении вращается вал. Для этого к нему прикрепляют небольшой кусочек изоленты.
- Проводят проверку аккумулятора и двигателя на работоспособность. Чёрный провод присоединяют к минусовой клемме аккумулятора, белый — к плюсовой. Важно, чтобы мощность аккумулятора не была выше необходимой, иначе поплавится обмотка двигателя. Работоспособность двигателя и скорость вращения вала также зависят от напряжения аккумулятора.
- Изменяют магнитную полярность и направление вращения ротора. Для этого зажим чёрного провода присоединяют к положительному полюсу аккумуляторной батареи, зажим белого — к отрицательному.
- Перед установкой двухпозиционного двухполюсного переключателя проверяют, чтобы его номинальное напряжение и мощность подходили к аккумулятору. Если аккумулятор недостаточно мощный, он расплавится от высокого напряжения.
Установка и подключение переключателя:
- Подготавливают медные провода разных цветов, всего их понадобится 4: по одному на плюсовую и минусовую клемму аккумулятора и по одному на плюсовой и минусовой контакт мотора.
- Припаивают к переключателю плюсовые провода питания, устанавливая его так, чтобы было возможно перемещение вверх и вниз. При этом он не должен двигаться влево и вправо. Длинный провод присоединяют к левому верхнему контакту переключателя, а другой конец закрепляют на плюсовую клемму аккумулятора. Затем берут провод этого же цвета, только короткий, и припаивают одним концом к левому верхнему, другим к правому нижнему контакту переключателя.
- Соединяют минусовые провода с переключателем. Понадобятся два провода одного цвета, но не того, который использовался для подключения плюсовых проводов. Длинный припаивают к левому нижнему контакту. Короткий провод припаивают одним концом к правому верхнему контакту, другим к левому нижнему.
- Припаивают два оставшихся провода к центральным контактам переключателя. Впоследствии эти провода присоединяют к контактам электромотора.
- Соединяют концы проводов, припаянных к центральным контактам переключателя, с выводами двигателя. Важно не перепутать полярность. Конец провода, присоединённого к правому центральному контакту переключателя, припаивают к минусовому контакту мотора, а конец второго провода — к плюсовому. Переключатель должен быть в позиции «Выкл.».
- Концы проводов от верхнего левого и левого нижнего контакта переключателя подключают соответственно к плюсовой и минусовой клемме аккумулятора. Для скрепления используют изоленту.
- Проверяют, всё ли работает правильно. Положение переключателя «вверх» — вал вращается вперёд, «вниз» — назад, в центре — двигатель отключен.
В качестве альтернативы переключателю можно использовать реле на 6 контактов. Перед тем как менять направление вращения, нужно подождать, пока мотор полностью остановится, иначе он может выйти из строя.