Клиновые шкивы: виды, типы, области применения
В компании «Мир привода» вы можете приобрести клиновые шкивы, применяемые в конструкциях ременных передач для различных механизмов. Их использование дает возможность повысить КПД передачи механической энергии от ведущего вала к ведомому: шкив работает плавно, крутящий момент предается с минимальными потерями. Важным преимуществом является снижение уровня шума во время работы привода: это обусловлено проскальзыванием ремня по шкиву, если интенсивность вращения вала резко меняется.
Как устроена ременная передача?
Конструкция ременной передачи включает в себя ведущий и ведомый вал, на которые устанавливаются шкивы. Между ними проходит приводной ремень: он передает крутящий момент от ведущего вала к ведомому за счет сцепления со шкивом. Такие передачи стали востребованными из-за нескольких преимуществ:
-
Возможность работать в механизмах с высокими оборотами – привод выдерживает интенсивное вращение;
-
Минимум шума во время работы механизма;
-
Возможность передавать крутящий момент на значительном расстоянии. Ведущий и ведомый валы могут располагаться в разных плоскостях относительно друг друга;
-
Минимальная вибрация во время работы привода. В результате снижается дополнительная нагрузка на другие комплектующие механизма, продлевается срок его эксплуатации. Такая конструкция передачи обеспечивает ей устойчивость к значительным перегрузкам.
Шкивы предназначены для передачи момента вращения от ремня на вал или в обратном направлении. В этом заключается ключевое отличие от использования блоков, которые способны только сами вращаться в двух направлениях.
Назначение и возможности применения шкивов
Шкивы могут использоваться в приводных механизмах, где не важно, насколько точно фрикционные колеса располагаются в одной плоскости. Если во время работы в механизме возникнет сбой и вращение резко прекратится, ремень начнет пробуксовывать по шкиву, что предотвратит его обрыв и серьезную поломку агрегата. Это дает возможность не использовать большие муфты там, где работают клиновые шкивы. Конструкция становится меньше по размерам, простота устройства снижает риск возникновения неисправностей.
Клиновые шкивы и приводные механизмы с их использованием получили широкое распространение во многих отраслях. Такая ременная передача используется для сельскохозяйственной техники, она применяется в различных станках для деревообработки, вентиляционных системах, машинах для добычи полезных ископаемых.
Виды и особенности шкивов
Шкив изготавливается в виде фрикционного колеса, состоящего из обода, ступенчатого узла, диска или спицы. Обод может быть дополнен выступающими частями – ребордами. Обод дополнен ручьем – выемкой, в которую устанавливается клиновый приводной ремень.
Стандартные шкивы снабжаются конусовидным отверстием, в которое устанавливается вал. Заводская конструкция может предусматривать посадочное место под расточку, фиксация вала будет осуществляться с использованием зажимного приспособления. Это дает возможность устанавливать шкивы на валы с нестандартными габаритами.
Шкив может иметь не только цельную, но и составную конструкцию. Это дает возможность менять силу натяжения ремня – от этого параметра будут зависеть показатели работы привода. Чтобы изменить натяжения, либо накручивается резьба, либо удаляются диски.
Что такое вариаторный шкив?
Одной из разновидностей фрикционных колес стал вариаторный шкив – с его помощью можно устанавливать нужное передаточное значение без использования ступеней. Для этого предусматривается управление сечением ручья – оно может работать с помощью механического, электромагнитного или гидравлического принципа.
Ремень, соединяющийся со шкивом, может иметь классический или узкий профиль. В зависимости от количества ручьев различают одноручьевые, двухручьевые и многоручьевые шкивы. При их изготовлении учитываются требования стандарта ГОСТ 5813-2015 и некоторых других документов.
Как маркируются шкивы?
Маркировка предусматривает указание нескольких ключевых параметров. Для удобства выбора подходящего шкива в ней должно быть указано число ручьев, тип профиля, а также размер сечения. Например, если у шкива маркировка 4 SPC400, это говорит о следующих параметрах:
-
У шкива 4 ручья;
-
Профиль изделия – SPC;
-
Размер сечения – 400.
При производстве шкивов зарубежными производителями применяются нормативы стандарта ISO 4183. Изделия такого типа могут использоваться с большинством разновидностей приводных ремней – они могут иметь стандартную или уменьшенную ширину, быть одноручьевыми или многоручьевыми.
Для производства шкивов используется метод штамповки, литья или ковки. Современные изделия также могут изготавливаться на трехмерных принтерах, это дает возможность произвести нестандартный шкив специально под требования конкретного механизма.
Из чего изготавливаются шкивы?
Стандартным материалом для производства шкивов является серый чугун – он стоит недорого, его несложно приобрести, такие изделия достаточно легко поддаются механической обработке. Также широкое распространение получили стальные аналоги: из стали изготавливаются шкивы с различным количеством ручьев.
В некоторых случаях в производстве используются бронза, алюминий и различные виды полимеров: шкивы из этих материалов более устойчивы к коррозии, хотя они уступают стальным и чугунным в прочности. Они часто используются в условиях повышенной коррозионной активности среды.
Сталь более устойчива к ударам и механическим нагрузкам, поэтому шкивы из нее изготавливаются для механизмов с большим количеством оборотов. Изделия из алюминия больше подходят для следующих случаев:
-
Если требуется снижение веса и инерционности передачи.
-
Если механизму приходится постоянно менять частоту вращения.
-
Если шкив планируется использовать в приводе транспорта.
Если передаче требуется максимально высокая прочность, шкив может быть изготовлен их титана и специальных сплавов с добавлением магния. Однако такие детали встречаются достаточно редко из-за больших затрат на их изготовление.
Как выбрать подходящий шкив?
Чтобы выбрать шкив для приводного механизма, необходимо учитывать целый ряд параметров. Это профиль ручья, в соответствии с которым подбирается приводной ремень, а также способ установки шкива на вал. Он может иметь готовое конусное отверстие или отверстие под расточку – выбор зависит от конфигурации вала.
Специалисты компании «Мир привода» предоставят подробную информацию по выбору и помогут подобрать детали для любого приводного механизма. Ознакомьтесь с каталогом и получите подробную консультацию онлайн.