Характеристика приводных цепей
Данные изделия предназначаются для передачи механической энергии от одного вала к другому в конструкциях различных машин и механизмов. Приводные цепи нашли своё применение во всех отраслях машиностроения, деревообрабатывающей и пищевой промышленности. Такие изделия широко используются в станках, автомобилях и спецтехнике. Они подразделяются на 4 основных вида:
- зубчатые;
- обычные;
- втулочные;
- роликовые.
Стандарты роликовых цепей
Роликовые цепи бывает сложно подобрать по размеру, так как для них отсутствует единый стандарт. В разных странах свои правила стандартизации. Самые популярные стандарты – это ГОСТ (страны СНГ), ISO, DIN (Европа), ANSI (США). Характеристика приводных цепей в них отличается обозначениями.
Любой стандарт включает в свое описание большое количество нюансов, в том числе разновидности, размеры, параметры, марку стали и маркировку, тонкости выбора шага цепи.
Дюймовая система самых первых стандартов сохранилась в некоторых размерах цепей. После перевода в международную систему единиц дюймы преобразуются в миллиметры.
Размеры приводной роликовой цепи
Главные параметры роликовой цепи на приводе:
- Шаг цепи (размер t) – промежуток между валиками одного элемента.
- Промежуток между пластин внутри (размер b1).
- Диаметр роликовой детали (размер d1).
- Нагрузка разрушения (Q) – единица измерения килоньютоны (кН, kN).
Дополнительные параметры, имеющие значение при подборе роликовой цепи: толщина внутренней и внешней пластин, их высота, у многорядных цепей – поперечный шаг, длина валика элемента соединения, диаметр и длина валика.
Маркировка приводных роликовых цепей
Маркировка выпущенных в разных странах цепей различна (в зависимости от стандарта, который там используется).
ГОСТ
Технические параметры обозначаются цифрами и буквами. Стандарт ГОСТ определяет соответствия к роликовым однорядным (ПР), двухрядным (2ПР), трехрядным (3ПР), четырехрядным (4ПР) , с изогнутыми пластинами (ПРИ) цепям.
ISO (DIN)
По стандартам BS, DIN и ISO производят роликовые приводные цепи, имеющие шаг в промежутке 6-114.3 мм. Их характерная особенность – большой диаметр штифта соединения. Это дает увеличенную износостойкость цепи, которая повышается благодаря расширенной площади контакта.
Размеры роликовых цепей многорядного и однорядного типа обозначают тремя символами. Первый знак – это количество шестнадцатых долей от дюйма, второй – серийный номер или стандарт, третий знак указывает на количество рядов в цепи.
ANSI
Цепи ANSI выпускают по стандартам ISO, ANSI и DIN. Шаг цепи находится в диапазоне 0.25-3 дюйма. От евро цепей они отличаются меньшим диаметром штифта. По этой причине стойкость к износу хуже, а срок эксплуатации изделий по стандарту ANSI короче. Из этого ряда исключена одна цепь с шагом 5/8 дюйма – она имеет лучшие показатели диаметров втулки и штифта нежели у аналога по ISO/ BS.
Маркировка размеров двухрядных приводных роликовых цепей производится по системе ANSI и имеет три обозначения. Первая цифра – это количество восьмых долей от дюйма, вторая – обозначение типа цепи (5 – втулка, 0 – ролик), третья цифра – показатель количества рядов.
Таблица размеров приводных роликовых цепей
Основные параметры и ходовые размеры самых популярных вариантов собраны в таблицу. Все числа, указанные в ней, обозначают мм.
Из-за больших расхождений в стандартах были составлены специальные таблицы, при помощи которых можно ориентироваться, выбирая аналоги роликовых приводных цепей. В таблице ниже описаны примеры самых востребованных типоразмеров – их соответствие друг другу по разным стандартам.
Обозначение цепи по ГОСТ | Шаг (мм) | Диаметр ролика (мм) | Ширина между внутренними пластинами (мм) | Диаметр валика (мм) | Длина валика (мм) | Высота внутренней пластины (мм) | Разрушающая нагрузка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
(кН/кгс) | |||||||
t | d1 | b1 min | d2 | b7 max | h max | Q min | |
Цепь ПР-9,525-9,1 | 9,525 | 6,35 | 5,72 | 3,28 | 17 | 8,5 | 9,1/910 |
Цепь ПР-12,7-10-1 | 12,7 | 7,75 | 2,4 | 3,66 | 10,5 | 10 | 10,0/1000 |
Цепь ПР-12,7-9 | 12,7 | 7,75 | 3,3 | 3,66 | 12 | 10 | 9,0/900 |
Цепь ПР-12,7-18,2-1 | 12,7 | 8,51 | 5,4 | 4,45 | 19 | 11,8 | 18,2/1820 |
Цепь ПР-12,7-18,2 | 12,7 | 8,51 | 7,75 | 4,45 | 21 | 11,8 | 18,2/1820 |
Цепь ПР-15,875-23-1 | 15,875 | 10,16 | 6,48 | 5,08 | 20 | 14,8 | 23,0/2300 |
Цепь ПР-15,875-23 | 15,875 | 10,16 | 9,65 | 5,08 | 24 | 14,8 | 23,0/2300 |
Цепь ПР-19,05-31,8 | 19,05 | 11,91 | 12,7 | 5,94 | 33 | 18,2 | 31,8/3180 |
Цепь ПР-19,05-37,8 | 19,05 | 11,91 | 12,7 | 5,94 | 33 | 18,2 | 37,8/3780 |
Цепь ПР-25,4-60 | 25,4 | 15,88 | 15,88 | 7,92 | 39 | 24,2 | 60,0/6000 |
Цепь ПР-25,4-65 | 25,4 | 15,88 | 15,88 | 7,92 | 39 | 24,2 | 65,0/6500 |
Преимущества приводных цепей:
- высокий КПД — энергоэффективность обусловлена сохранением максимального количества энергии при эксплуатации;
- плавный ход — отсутствие скачков, рывков и заклинивания обеспечивает непрерывную работу механизма;
- ремонтопригодность — поскольку все звенья в конструкции одинаковы, их легко заменить новыми идентичными аналогами;
- высокая износостойкость — способность выдерживать большие нагрузки с малым уровнем износа элементов.
Конструктивная особенность приводных цепей заключается в наличии множества износостойких шарнирных звеньев одинакового размера. В сравнении с тяговыми аналогами изделия имеют меньший шаг звеньев, что позволяет снизить динамическую нагрузку.